Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по химии для обучающихся 9 класса
Система дистанционного образования в России
Учебно-методическое пособие по химии.
(тестовые задания) по химии для обучающихся 9 класса
Система дистанционного образования в России
Учебно-методическое пособие по химии.
Индивидуальный контроль знаний по разделу "Неметаллы и их соединения"
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель химии и биологии
учитель химии и биологии
ГБОУ СОШ № 353 Санкт-Петербурга
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели данного пособия: 1) помочь учителю в проверке качества усвоения обучающимися материала по выборочным темам курса неорганической химии: "Неметаллам, водородным соединениям неметаллов", "Кислороду и его свойствам", "Сере", "Сероводороду, сульфидам", "Фосфору и его соединениям", "Углероду и его соединениям", "Угольной кислоте и её солям, кремнию", "Кремнию и его соединениям"; 2) повысить эффективность проведения уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования.
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по неорганической химии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих химию на базовом уровне) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Данное учебно-методическое пособие может быть использовано в комплекте с любыми учебниками.
Проверочная работа – необходимый элемент педагогической деятельности, промежуточный метод проверки знаний обучающихся. Формы заданий, использующихся в контроле, могут различаться, но в большинстве случаев целесообразно проведение проверочных работ в форме индивидуального или фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому разделу или теме, особенно если необходимо выявить уровень подготовки класса или отдельного обучающегося. В данном случае итоговое тестирование проводится с таким расчётом, чтобы у учителя ещё оставалось время наверстать упущенное. Примеры подобных проверочных работ по отдельным темам раздела "Неметаллы и их соединения" представлены в настоящем пособии. Комплект дидактических материалов учебно-методического пособия включает 8 проверочных тестовых работ, содержащих по 7 – 14 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса неорганической химии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 5 – 10 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению химии: контролируются те ведущие понятия химии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы и критерии оценивания ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Неметаллы и их соединения".
Пособие адресовано учителям химии и обучающимся 9 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету. Школьникам оно будет также полезно при отработке учебного материала в течение года и при подготовке к итоговой аттестации.
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по неорганической химии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих химию на базовом уровне) и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Данное учебно-методическое пособие может быть использовано в комплекте с любыми учебниками.
Проверочная работа – необходимый элемент педагогической деятельности, промежуточный метод проверки знаний обучающихся. Формы заданий, использующихся в контроле, могут различаться, но в большинстве случаев целесообразно проведение проверочных работ в форме индивидуального или фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому разделу или теме, особенно если необходимо выявить уровень подготовки класса или отдельного обучающегося. В данном случае итоговое тестирование проводится с таким расчётом, чтобы у учителя ещё оставалось время наверстать упущенное. Примеры подобных проверочных работ по отдельным темам раздела "Неметаллы и их соединения" представлены в настоящем пособии. Комплект дидактических материалов учебно-методического пособия включает 8 проверочных тестовых работ, содержащих по 7 – 14 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса неорганической химии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 5 – 10 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению химии: контролируются те ведущие понятия химии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы и критерии оценивания ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Неметаллы и их соединения".
Пособие адресовано учителям химии и обучающимся 9 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету. Школьникам оно будет также полезно при отработке учебного материала в течение года и при подготовке к итоговой аттестации.
-2-
ПРОЕКТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ТЕМАМ
Тема 1. "Неметаллы, водородные соединения неметаллов"
1). Верны ли следующие суждения о неметаллах?
А. В периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева все неметаллы располагаются в главных подгруппах.
Б. Все неметаллы являются р-элементами.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны?
2). При обычных условиях из двухатомных молекул состоят:
а) гелий и аргон; б) азот и неон;
в) сера и фосфор; г) водород и кислород?
3). Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:
а) водород; б) бор; в) астат; г) неон?
4). Какое из утверждений не является точным:
а) c увеличением степени окисления неметалла кислотные свойства его оксида усиливаются;
б) кислотными называются оксиды неметаллов в высших степенях окисления;
в) оксиды неметаллов делятся на две группы: кислотные и несолеобразующие;
г) кислотные оксиды способны реагировать со щелочами с образованием солей?
5). Какой неметалл не обладает молекулярной кристаллической решеткой:
а) бром; б) кислород;
в) белый фосфор; г) красный фосфор?
6). У атомов химических элементов, расположенных в ряду: P → S → Cl, увеличивается:
а) радиус; б) окислительная способность;
в) восстановительная способность;
г) число неспаренных электронов?
7). Исключите лишний элемент с точки зрения возможности образования им аллотропных модификаций:
а) кислород; б) азот; в) фосфор; г) сера.
-3-
8). С увеличением степени окисления неметалла в оксиде его кислотный характер:а) усиливается; б) ослабевает; в) не изменяется;
г) кислотный характер оксида не связан со степенью окисления элемента.
9). Какие виды химической связи могут возникать между атомами неметаллов:
а) ковалентная; б) ионная;
в) металлическая; г) водородная?
10). Аллотропией называется:
а) существование нескольких сложных веществ, молекулы которых имеют одинаковый состав, но различное химическое строение;
б) существование нескольких простых веществ, образованных атомами одного и того же химического элемента;
в) существование нескольких устойчивых изотопов одного и того же элемента;
г) способность атомов элемента образовывать несколько сложных веществ с атомами другого элемента?
б) существование нескольких простых веществ, образованных атомами одного и того же химического элемента;
в) существование нескольких устойчивых изотопов одного и того же элемента;
г) способность атомов элемента образовывать несколько сложных веществ с атомами другого элемента?
11). Укажите пару соединений, в которой кислотный оксид не соответствует кислоте:
a) В2O3 и H3BO3 ; б) N2O3 и HNО3;
в) Cl2O7 и НСlO4; г) SO2 и H2SO3.
12). Способность атомов химических элементов принимать электроны усиливается в ряду:
а) F → O → N; б) N → F → О;в) N → O → F; г) O → N → F?
13). Как изменяются кислотные свойства водородных соединений неметаллов в ряду PH3 – H2S – HCl:
а) ослабевают; б) усиливаются; в) не изменяются?14). Какой газ отвечает следующим условиям: мало растворим в воде, горюч, реагирует со щелочами с образованием кислых и средних солей:
а) Н2S; б) CH4; в) NH3; г) HCl?
-4-
Тема 2. "Кислород и его свойства"
1). Газ, необходимый для дыхания – это:
а) азот; б) водород; в) кислород; г) углекислый?
2). Порядковый номер кислорода равен:
а) 18; б) 15; в) 8; г) 16?
3). Валентность кислорода в соединениях равна:
а) I; б) II; в) IV; г) III?
4). Относительная молекулярная масса кислорода равна:
а) 16; б) 2; в) 34; г) 32?
5). Процентное содержание кислорода в атмосфере по объёму составляет:
а) 49%; б) 23%; в) 78%; г) 21%?
6). В промышленности кислород получают из:
а) воздуха; б) перманганата калия;
в) природного газа; г) хлората калия?
7). В лаборатории кислород можно получить из:
а) KMnO4; б) H2CO3; в) воздуха; г) PH3?
8). Открытие кислорода присвоено учёному:
а) М.В. Ломоносову; б) Н.Н. Бекетову;
в) А.К. Авогадро; г) А.Л. Лавуазье?
9). Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых является кислородом, называются:
а) солями; б) простыми веществами;в) оксидами; г) сложными веществами?
10). Какое утверждение неверно? Кислород …
а) при высокой температуре взаимодействует с железом;б) взаимодействует с золотом; в) взаимодействует с метаном (CH4);
г) взаимодействует с неметаллами.
11). Какое утверждение не относится к кислороду:
а) содержится в воздухе;
б) газ, легче воздуха; в) бесцветный газ;
г) при получении кислород можно собирать методом вытеснения воздуха?
12). Какое утверждение неверно:
а) кислород взаимодействует с водой;
б) при нагревании фосфор окисляется кислородом;
в) кислород поддерживает процесс горения;
г) кислород поддерживает процесс гниения?
-5-
Тема 3. "Сера"
1). Химический элемент, распределение электронов в атоме которого 2ē, 8ē, 6ē, находится в периодической системе Д.И. Менделеева:
а) во 2 периоде, VIА-группе; б) в 3 периоде, VIА-группе;в) в 4 периоде, VIА-группе; г) в 4 периоде, VIБ-группе?
2). В результате отдачи атомов серы шести электронов она превращается в частицу:
а) S+4; б) S0; в) S+6; г) S-2?
3). При обычных условиях сера взаимодействует с:
а) медью; б) железом; в) ртутью; г) алюминием?
4). Уравнению реакции H2 + S = H2S соответствует схема превращений:
а) S0 → S+2; б) S0 → S-2; в) S0 → S+4; г) S-2 → S0?
5). Какие аллотропные модификации имеет сера?
6). В чём заключается причина аллотропии серы?
7). Укажите все степени окисления, которые может проявлять сера в своих соединениях с другими элементами.
-6-
Тема 4. "Сероводород, сульфиды"
1). В окислительно-восстановительных реакциях H2S проявляет свойства:
а) окислителя; б) окислителя и восстановителя;
в) восстановителя; г) не изменяет степень окисления?
2). Вещество, в котором сера проявляет отрицательную степень окисления, имеет формулу:
а) Na2SO3; б) Na2SO4; в) Na2S; г) NaHSO4?
3). Осаждение сульфида металла происходит при пропускании сероводорода через водный раствор:
а) нитрата меди (II); б) сульфата калия;
в) хлорида цинка; г) нитрата натрия?
4). Сера в сероводороде имеет свойства
а) только восстановительные;
б) только окислительные;
в) и окислительные, и восстановительные;
г) не имеет подобных свойств?
5). При горении сероводорода в избытке кислорода образуется
а) S; б) SO3; в) SO2; г) SO?6). В ходе первой ступени диссоциации сероводородной кислоты образуются ионы
а) S2-и HS-; б) HS-и H+; в) H+и S2-; г) H+и S-?
7). Сероводород обесцвечивает бромную воду по реакции:
Вr2 + H2S ® S + 2НВr. Окислителем в этой реакции является
а) Вr2; б) H2S; в) S; г) НВr?
8). Среди следующих реакций лабораторным способом получения сернистого газа является:
а) FeS2 + O2 → б) S + O2 →в) H2S + O2(изб)→ г) Cu + H2SO4(конц.)→
-7-
Тема 5. "Фосфор и его соединения"
1). Допишите уравнение химической реакции до конца, уравняйте реакцию:
P +HNO3 (разб.) + H2O →
2). Положительную степень окисления фосфор не проявляет в соединении:
а)P2O5; б)PCl5; в)PH3; г)P2O3?
3). Фосфор не вступает в химическую реакцию с:
а) водой; б) кальцием; в) водородом;
г) кислородом; д) хлором?
4). Жёлтая лакмусовая фильтровальная бумага, смоченная бесцветным спиртовым раствором фенолфталеина, изменит свою окраску на малиновую, если её опустить в сосуд с:
а) фосфором; б) оксидом фосфора (III);в)фосфином; г) оксидом фосфора (V)?
5). Важнейшим компонентом природных минералов фосфора является:
а) Ca3P2; б) Ca3(PO4)2; в) P2O3; г) Na3PO4?6). Какое из утверждений неверно: "Атом фосфора по сравнению с атомом азота имеет …"
а) больший радиус атома;б) меньшее значение электроотрицательности;
в) более ярко выраженные окислительные свойства;
г) больший заряд ядра атома?
7). Фосфин можно получить с большим выходом путём взаимодействия:
а) фосфора с водородом;б) фосфида магния с соляной кислотой;
в) белого фосфора с водой;
г) оксида фосфора (V) с водородом?
8). В организме человека больше всего фосфора содержится в:
а) нервной ткани; б) головном мозге;
в) костях; г) мышцах?
9). Для фосфора характерны степени окисления:
а) -3, +2, +5; б) -2, +3, +5;в) -3, +3, +5; г) +1, +3, +5?
10). Красный фосфор входит в состав:
а) спичечной головки; б) боковой поверхности спичечного коробка;в) светящихся в темноте игрушек и статуэток; г) красного кирпича?
-8-
Тема 6. "Углерод и его соединения"
1). Степени окисления углерода равны:
а) -3,+3,+5; б) -4,+2,+4; в) +2,+4,+6; г) -3,+5?
2). Сколько аллотропных модификации имеет элемент углерод:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6?
3). В 1915 году русский учёный Н.Д. Зелинский предложил:
а) нагревание веществ без доступа воздуха;
б) адсорбцию; в) абсорбцию;
г) применять активированный уголь в противогазах?
4). Поглощение поверхностью твёрдого вещества газов или растворимых веществ называется:
а) регенерацией; б) возгонкой;в) адсорбцией; г) дистилляцией?
5). Вещество серого цвета с металлическим блеском, оставляющее след на бумаге и руке, – это:
а) алмаз; б) графит; в) карбин; г) фуллерен?6). Угарный газ поступает в атмосферу ...
а) в процессе фотосинтеза; б) во время грозы;
в) при неполном сгорании топлива;
г) при полном сгорании топлива?
7). При растворении углекислого газа в воде среда раствора – ...
а) нейтральная; б) солёная;
в) слабокислая; г) слабощелочная?
8). С оксидом углерода (II) при обычных условиях взаимодействует ...
а) хлороводородная кислота; б) гидроксид натрия;в) оксид кремния; г) кислород?
9). Углекислый газ распознают пропусканием его в раствор с:
а) КСI; б) NaOH; в) Ca(OH)2; г) H2SO4?
10). Оксид углерода (II) в реакциях проявляет свойство (свойства):
а) только окислителя; б) только восстановителя;в) окислителя и восстановителя;
г) не участвует в окислительно-восстановительных реакциях?
-9-
Тема 7. "Угольная кислота и её соли, кремний"
1). Какая характеристика (характеристики) относится к угольной кислоте:
а) кислородсодержащая; б) одноосновная;
в) сильная; г) нестабильная; д) летучая?
2). Что такое "сухой лёд":
а) H2CO3 (тв.); б) CO2 (тв.); в) N2O5 (тв.); г) CO (тв.)?
3). Формула питьевой соды:
а) Na2CO3; б) Ca(HCO3)2; в) Na2CO3 * 10H2O;
г) K2CO3; д) NaHCO3; е) Na2CO3 * 7H2O?
4). Условие (условия), необходимое для разложения карбонатов щелочноземельных металлов – это:
а) нагревание; б) давление; в) солнечный или искусственный свет;
г) правильный подбор катализатора?
5). Вещество (вещества), с помощью которых распознают карбонаты – это:
а) HCl (р-р); б) раствор синего лакмуса;в) Ca(OH)2 (р-р); г) H2SO4 (р-р); д) BaCl2 (р-р)?
6). Где применяется кальцинированная сода:
а) в кондитерском деле; б) в строительстве;
в) в производстве стекла; г) в производстве мыла;
д) в фотографии; е) в производстве бумаги?
7). Какое место занимает кремний по содержанию в земной коре:
а) первое; б) второе; в) третье; г) четвёртое?
8). Структура кристаллического кремния похожа на структуру:
а) красного фосфора; б) карбина; в) графита;
г) белого фосфора; д) поликумулена; е) алмаза?
9). Какая главная область применения соединений кремния:
а) производство строительных материалов;
б) металлургия; в) машиностроение;
г) химическая промышленность?
10). Укажите второе название оксида кремния (IV):
а) сталактит; б) кремневодород; в) силан;
г) кремнезём; д) карборунд; е) силикат?
11). Атом кремния проявляет свойства:
а) амфотерные; б) только восстановительные;
в) окислительно-восстановительные; г) только окислительные?
-10-
12). Кремний реагирует с каждым из двух веществ:а) оксидом кремния (IV) и водородом;
б) сульфатом калия и гидроксидом натрия;
в) гидроксидом лития и кислородом;
г) оксидом магния и водой?
-11-
Тема 8. "Кремний и его соединения"
1). Кремниевая кислота обладает следующими свойствами:
а) изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами;
б) не изменяет окраску индикатора, растворима в воде;
в) не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде.
2). Силикаты - это соли:
а) кремниевой кислоты; б) серной кислоты; в) угольной кислоты?
3). Кремниевую кислоту получают:
а) при взаимодействии оксида кремния с водой;
б) при взаимодействии гидрооксида с оксидом кремния;
в) при взаимодействии силиката и кислоты.
4). При гидролизе силиката натрия среда раствора:
а) щелочная; б) кислая; в) нейтральная.
5). При разрушении минералов, содержащих силикаты образуются:
а) новые горные образования; б) залежи песка и глины;
в) залежи каменного угля.
6). Для оксида кремния (IV) характерны следующие физические свойства:
а) газ, без запаха;б) твёрдое вещество жёлтого цвета;
в) жидкость, легче воды;
г) кристаллическое вещество, не растворяющееся в воде.
7). Оксид кремния (IV) вступает в реакцию:
а) с кислородом; б) с водой;
в) со щёлочью; г) с кислотой?
8). Перечисляя свойства кремниевой кислоты, ученик ошибочно назвал:
а) твёрдое вещество;б) не имеет запаха, нелетучая кислота;
в) растворяется в воде, изменяет окраску индикатора;
г) не имеет цвета.
9). Среди перечисленных пар веществ, формулы которых приведены, кислотными оксидами являются:
а) CaO и CO2; б) CO2 и CO;в) CO и SiO2; г) SiO2 и CO2?
10). Кристаллическая решётка в молекуле силана:
а) атомная; б) ионная; в) молекулярная; г) металлическая?
-12-
Ответы по теме 1 "Неметаллы, водородные соединения неметаллов"
1 – а; 8 – а;
2 – г; 9 – а;
3 – г; 10 – б;
4 – б; 11 – б;
5 – г; 12 – в;
6 – б; 13 – б;
7 – б; 14 – а.
4 – б; 11 – б;
5 – г; 12 – в;
6 – б; 13 – б;
7 – б; 14 – а.
Критерий оценивания теста
"5" – 13 – 14 правильных ответов;
"4" – 10 – 12 правильных ответов;
"3" – 7 – 9 правильных ответов;
"4" – 10 – 12 правильных ответов;
"3" – 7 – 9 правильных ответов;
"2" – 6 и меньше правильных ответов.
Ответы по теме 2 "Кислород и его свойства"
1 – в; 7 – а;
2 – в; 8 – г;3 – б; 9 – в;
4 – г; 10 – б;
5 – г; 11 – б;
6 – а; 12 – а.
Критерий оценивания теста
"5" – 11 – 12 правильных ответов;
"4" – 9 – 10 правильных ответов;
"3" – 6 – 8 правильных ответов;
"4" – 9 – 10 правильных ответов;
"3" – 6 – 8 правильных ответов;
"2" – 5 и меньше правильных ответов.
Ответы по теме 3 "Сера"
1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б;